Страдания ради страданий

Сериал «13 причин почему» может быть интересен широкой аудитории зрителей, ведь годы подростковых проблем и переживаний проходили практически все. Пусть даже по разные стороны баррикад, но каждый сталкивался с непростыми ситуациями, которые случаются в юном возрасте. И большинство подростков не знают как поступать в сложных ситуациях, потому что жизненного опыта нет (он как раз и начинает собираться!), а подсказать и помочь чем-то дельным попросту некому, ведь все друзья юны и глупы, а взрослые кажутся ещё глупей и, вообще, живущими на другой планете. И все мы знаем, что результаты плутаний по лабиринтам юности не всегда бывают радушные.

Показать с разных сторон всю суровость бытия семнадцати лет от роду и поставили себе целью создатели сериала «13 причин почему».

Главная героиня сериала Ханна Бейкер это эдакий собирательный образ множества подростковых страданий в одном — немного полная девочка, переехавшая в новую школу, которой нравятся недоступные ей мальчики, подруги её предают ради, опять же, мальчиков, а мальчики её обижают и считают доступной девочкой легкого поведения, отпускают шуточки про неё и на постой устраивают ей всякие неприятности в виде больших и маленьких издевательств. Кошмар, нечего сказать. Однако, кому не бывало тяжело в годы юности?

Также в сериале помимо Ханны на первый план выведено ещё пару десятков полу-главных персонажей, которые так или иначе повлияли на её жизнь и принятие решения с этой жизнью распрощаться.

Сериал, в плане ощущений от просмотра, начинается весьма хорошо и захватывает внимание, но смотреть не отрываясь мне было интересно примерно первую пару серий. Потом всё действо превращается в какой-то цирк и невероятную тягомотину и издевательство над зрителем. Потому что если зритель задумается над происходящим и посмотрит со стороны — то появляется слишком много вопросов, которые не дают мне поставить положительную оценку этому произведению..

И так, несколько причин, почему я остался, в целом, недоволен увиденным.

Во-первых, это какие-то, на мой взгляд, совершенно ненатуральные подростки. Когда Тони в одной из сцен говорит, что ему 17 лет, мне хочется дать кому-нибудь подзатыльник. Почему 17 летний подросток выглядит, разговаривает и ведёт себя как 35 летний мужик — мне неясно. И большинство персонажей примерно такое же впечатление вызывают — какой-то совершенной надуманности и ненатуральности. Окей, некоторые ребята похожи на обычных ребят, например, паренёк фотограф или даже сама Ханна.

А что это за тема с татуировками, у них там что, нельзя перейти в старшие классы без татуировок? Какого хрена они там сплошь забитые, словно им всем уже лет под 25-30 или несколько раз по 25.

Во-вторых, это сама Ханна Бейкер. Почти до последней серии я весьма скептически относился к её решению, потому что не видел таких прям ужасных страданий, чтобы свести счёты с жизнью. Да, было множество неприятных ситуаций. Но всё это можно вполне себе пережить. Может быть замкнуться в себе, да, может быть побыть в депрессии, может быть даже слегка причинить себе вреда. Но, всё же, в реальной жизни бывают гораздо хуже ситуации. Особенно, когда применяется физическое насилие. Её один раз взяли в кафе за ногу, кошмар! А ситуация со списком, где её задница отмечена как лучшая в школе — просто смешная.

И всё же, в конце концов её таки изнасиловали. Окей, это действительно огромная трагедия и серьёзная травма на длительный период. Но далеко не повод лишать себя жизни. Вы уж простите меня за цинизм, но её изнасилование было ещё, условно говоря, не самым страшным. В реальной жизни в тех условиях, где была она, обычно насилуют сразу группой людей, грубо, с издевательствами, беспощадным насилием и извращениями. Потому что пьяные животные, которые чувствуют свою безнаказанность, подогретые алкоголем и веществами теряют любые зачатки разума и превращаются в оскотинившихся мразей готовых на всё. И вот тогда творятся совершенно страшные вещи.

Она же стала жертвой нападения одного человека находясь в не самых худших условиях.

И тут возникает вопрос «Ханна, какого чёрта?», который возникал у меня множество раз за сериал. «Блядь, Ханна, ну ёб твою мать, ты сидишь в нижнем белье в джакузи на вечеринке у мудака мажора, про которого ты знаешь, что он гнида конченная и когда он прыгает в воду к тебе, а вокруг никого, ты не выпрыгиваешь тут же, ты, бля, томно смотришь на него и пытаешься строить с ним диалог. Ханна, какого хуя? Где инстинкт самосохранения? Ты что думаешь, что он бухой увидев тебя в своём доме в одном белье будет тебе Шопена на рояле играть?». И по итогам множества действий, мне хочется сказать «Ханна, ну какого хрена, а?». Или та же сцена с Клэем, где они начинают потрахушки, а потом она его обрывает и выпроваживает с криками «Не хочу тебя больше видеть». Ты вообще со стороны на это пыталась посмотреть? Да для паренька в 17 лет, когда девушка посреди обнимашек вдруг впадает в истерику и выпроваживает его, то для него это не меньший шок вообще. Он сразу будет думать, что сделал что-то не так, задел как-то, обидел и так далее. Ты не имеешь никакого права винить Клэя, что он не остался, потому что ты его сама выгнала таким скотским образом. А чем дольше он пытался бы остаться — тем сильнее ты бы орала и истерила и выгнала бы всё равно. Стандартный бабский приёмчик — выгнать чувака, а потом обвинять его что «ты не остался вопреки моих слов».

Вообще конечно, понятно, что на Ханну навалилось много всего. Не поспоришь, совпало много неприятных обстоятельств.

Но жалости и сострадания Ханна вызывает совсем чуть-чуть, если посмотреть со стороны (а именно это мы и делаем, когда смотрим сериал). Потому что она выглядит весьма эгоистичной, сосредоточенной только на себе, девочкой, очень недальновидной и где-то даже глупой. Как будто бы одна ты здесь чувствуешь, переживаешь и только у одной тебя проблемы. А вокруг все словно роботы, у них всё окей и они не имеют ни чувств, не эмоций. Твои проблемы, значит, самые важные и главные, а все вокруг — лишь исчадия зла, которые существуют только чтобы тебе нагадить. Ты считаешь, что все вокруг тебе что-то должны: заботиться, помогать, быть добрыми, поддерживать и так далее. Нетушки, в реальном мире всё совсем не так. В реальной жизни у всех миллион проблем и если тебе кажется, что у тебя всё плохо — сходи волонтером поработать в онкологическую больницу, сходи в ожоговый центр (любой душевный страдалец там не продержится и пяти минут), в детский дом, в хоспис для бездомных, в какое-нибудь такое местечко, где у людей РЕАЛЬНЫЕ проблемы. А страдать сидя в новеньком джипе и живя в огромном доме, это весьма, знаете ли, эгоистично и удобно.

Ханна обижается на своих родителей, которые не дарят ей должного тепла, но опять же, разуй глаза — у твоих родителей огромные проблемы с работой и ты им должна в первую очередь быть поддержкой и опорой, у них на кону слишком много стоит, а ты насупливаешь нос потому что они тебя не погладили по головке за потерянные 743 доллара. Детка, но ты ведь правда их проебала по собственной глупости — по другому это не назвать, забыв на крыше своего новенького джипа, полученного в 17 лет, а забыла потому что трепалась по телефону с мальчиком. В такой ситуации ты должна сказать «Окей, мой косяк, я накосячила, я виновата, я исправлюсь, родители, давайте я вам помогу, я сделаю, что надо, давайте вы отдохните, я приготовлю ужин, завтрак, уберу на кухне, позвольте загладить вину», а потом пойти к себе в комнату (девочка, у тебя есть своя комната в огромном доме! у большинства детей мира нет такой роскоши) и там продумать план «как мне заработать 743 доллара в кратчайший срок», чтобы закрыть вопрос по своему косяку. Но нет! Ты идёшь бродить ночью по городу.

Опять же — Ханна, какого хрена? Школьница 17 лет идет куда глаза глядят по ночному городу и ещё удивляется, что в итоге её изнасиловали, когда она зашла в гости к подонку. Да надо радоваться, что тебя по тёмной дороге не изнасиловала ранее шайка каких-нибудь бандюганов и не зарезали вообще. Надо же как-то оценивать возможные последствия от своих поступков, должна же хоть как-то голова работать — если ты выбираешься из дома в ночь одна и идёшь сама не знаешь куда — надо быть готовым к хреновым результатам. По другому это не работает. Ищешь приключения на жопу — они тебя сами найдут. Если ты сидишь дома — никто тебя не тронет. Я думаю, что каждый знает это по себе и может поделиться какой-нибудь историей, как шёл ночью никого не трогал, а в итоге получил по шапке.

Ханна, Ханна, мне действительно жаль, что так в итоге всё закончилось для тебя. Это совершенно неправильно. Так не должно быть. Всё, что происходило — не стоило того чтобы совершать самоубийство.

Ханнушка, родненькая, конечно тебе было нелегко и у тебя были свои страдания (а страдания каждого человека имеют ценность), но, чёрт подери, какого хрена ты наделала. Почему ты не подумала хотя бы о родителях, у которых и так всё разваливается в плане работы, а тут ты им такое устраиваешь или ты хотя бы на секунду вдруг представила себе, что им станет лучше и легче?

И тут самое время вспомнить родителей. И перейти к третьему пункту моего негодования.

В-третьих — взрослые, которых нам демонстрируют. Все взрослые в сериале — идиоты. Кроме, может быть, родителей Ханны, но и они идиоты.

Все взрослые показаны какими-то тюфяками, мешками с соломой, совершенно слепыми, глупыми и бесполезными существами. Именно существами! Каждое появление взрослых вызывало недоумение. Каждая ситуация, где они могли бы поучаствовать, но не вмешивались, вызывала ощущение нереальности происходящего.

Возьмём, к примеру, родителей Клэя. Их сын сначала приходит с разбитой головой. Потом у него находят травку. Потом он приходит избитый уже основательно. Ваш сын пропадает по ночам, ваш сын полностью изменился, а вы что делаете? Вы сидите утром в айпаде и почёсываете бороду. Вы игнорируете и полностью идёте на поводу. И так все взрослые — игнорируют, идут на поводу и ничего из себя не представляют. Не один взрослый не повёл себя как взрослый.

Родители, учителя, советник-психолог-неудачник — все невероятно статичные персонажи, которые как будто бутафория для того чтобы просто были. «Ну не могут же дети быть совсем без родителей, в самом деле, добавим ка их для виду» — думали наверное создатели.

Никто из школьного персонала прежде никогда не заходил в сортиры для детей и тут, вдруг, неожиданно, снег пошёл зимой, а в сортирах оскорбительные надписи! Зачем проводить расследование или хотя бы прочитать школьникам лекцию, что так нельзя, так делать не надо! Мы просто закрасим, да пусть пишут что хотят. Директор увалень, который ничего не может предпринять и сидит сложа руки, когда ученик его школы совершил самоубийство. Главное, что у нас в баскетболе всё хорошо, ага.

К школьному психологу приходит девочка и рассказывает, что её изнасиловали и она не хочет жить — он лишь подаст ей салфетки и на этом всё. Ни звонка родителям, ни обсуждения с коллегами — ничего! Не взрослые, а пустота. И это тоже очень портит впечатление о сериале.

Все мамаши и папаши показаны идиотами. Никогда не поверю, что родители Джессики не нашли бы у неё под кроватью целый мини-бар, которому позавидовали бы в номерах Хиллтона. При этом то в одной сцене ей запрещают пользоваться мобильным, пока делает уроки, то в другой сцене она спокойно бухает и когда заглядывают родители, она бухая говорит «всё окей» и дальше пьёт. Да вы вообще представляете себе, чтобы родитель не учуял водки, не заметил пьяных глаз и не догадался бы?

Другой ребёнок хранит целый военный арсенал прямо возле кровати и никто не замечает.

Учителя читают ученические поэмы про самоубийство и лишь томно разочек воздыхают, а вот выяснить кто написал такой крик души — мы не будем, это вообще неважно.

И все родители считают своих детей прямо лапочками и зайчиками невинными. Да ебануться! Такого не может быть у прямо-таки ста процентов всех тамошних детей. У большинства — да. Но так чтобы поголовно прямо-таки у всех — никогда не поверю.

В-четвёртых — некоторые совсем мелкие, но смешные ляпы. Например, Брайс узнаёт про кассеты только в последней серии. Да ладно, бля! А до этого у него что был отит на оба уха и куриная слепота? У него же дома ребята ещё в начальных сериях сидели и пытались разобраться, что делать с кассетами и как быть. И прямо он ничего не знал и не слышал?)

Ещё — она записала кассеты и разослала всем, но не Брайсу! Или тот факт, что Тони только под конец оцифровал кассеты и на флешке отдал родителям. А сделать этого для Клэя раньше он не мог, как же! А то как он всё время за ним следом ездил, это что он, Джеймс Бонд что ли? Агейнт Джейсон Борн в 17 лет?

Что за история, где Ханна говорит, что Зак выбросил её письмо и она это видела, а оно у него лежит постоянно в бумажнике? Не сходится. Не могла ли она ещё что-то выдумать, если выдумала это?

Клэй, который растягивает кассеты словно жувачку, тоже бесит. И то, как он начинает вершить своё правосудие, не послушав всё до конца. Какого хрена, Клэй? Почему ты вдруг возомнил себя рыцарем света, когда ещё не всё прослушал и не всё понял для себя? И почему ты сразу веришь на слово, ещё не зная достоверности фактов?

Ну и опять же — стопроцентное игнорирование всеми вокруг всех вокруг. Бывает же такое, что когда в реальной жизни у человека депрессия и сильнейший кризис, то даже совершенно чужие или неожиданные люди интересуются, пытаются проявить участие потому что видно даже по внешним признакам — «что-то не так». А тут человек сгорает вплоть до самоубийства, но никто даже и капельки неладного не заметил.

В общем то, на этом мои основные претензии исчерпаны.

Если всё это вынести за скобки, то сериал затрагивает вполне важные проблемы, на которые необходимо обращать внимание и про которые надо говорить. Подростковых самоубийств действительно много. И зачастую такого подробного разбора «почему» как в этом сериале не имеется и всем вокруг остаётся лишь гадать что послужило причиной.

Сериал показывает нам как бывает разобщено младшее и старшее поколение, показывает как нелегко обрести себя молодому человеку в современном обществе и при этом не сломаться, не потеряться.

Показывает, что надо быть добрее к людям, заботиться о них, интересоваться, быть более гибким и чутким.

Одна из основных идей сериала, которая хорошо реализована — человеку можно навредить даже совершенно того не желая. Случайными словами, жестами, абсолютно неосознанно и не специально. Это и страшно. Это и хорошо показано на протяжении сериала. Желали ли все Ханне смерти? Вовсе нет. Хотел ли Клэй её обидеть? Вовсе нет. Хотел ли Зак Дэмпси обидеть Ханну настолько, чтобы она резала вены? Нет.

Сериал показывает, что за любыми поступками и действиями могут быть последствия и нужно будет нести за них ответственность и держать ответ. А вот научиться её нести, признавать свои ошибки и быть честным — это совсем не легко.

Всё же я буду советовать этот сериал к просмотру. Причём с использованием двух приставок «не» — ровесникам и тем кто моложе я буду советовать не поступать как молодые герои, а взрослым — советовать не поступать как взрослые в этой истории.

Однако, отдельно расстраивает смазанный финал, который убивает некоторое напряжение и накал, все же появившиеся ближе к завершению действа.

Ребята, которые катаются в солнечных лучах на мустанге под весёлую музыку — это какая-то совершенная туфта на фоне предыдущих показанных сцен. Это прямо издевательство какое-то. Это убивает весь настрой, который должен появиться у зрителя к завершению просмотра. Зритель должен был завершить просмотр и надолго остаться в раздумьях и осознании того, что увидел, но в завершении ему показывают красивую радужную картинку, чем убивают все переживания, которые могли бы накопиться по ходу просмотра. Какое-то неправильно завершение. Вот когда Клэй позвал Скай (ещё одна псевдо-школьница с видом и поведением на 36 лет) и предложил прогуляться — всё, надо заканчивать. Тогда зритель надолго задумается об увиденном.

Завершить этот поток эмоций я хочу одной из своих любимых цитат, отрывком из фильма Рокки.

Разговор Рокки с сыном перед боем.
— Не волнуешься из-за схватки?
— Поджилки трясутся.
— Незаметно.
— Скрываю от всех.
— Значит, не нужно выступать.
— Не, я считаю, нужно.
— …ты знаешь, мне не легко с тобой жилось. Я всегда был твоей жалкой тенью. И уж теперь точно, я навсегда ей останусь.
— Нет, не обязательно.
— Точно останусь!
— Тебе тоже есть чем гордиться.
— Фамилией что ли? Из-за нее я получил хорошую работу, со мной водили компанию только из-за моей фамилии! Едва я сам начал что-то делать, начал зарабатывать уважение к себе, своим трудом, и тут — на тебе! Я очень прошу, хотя бы ради меня, отказаться, потому что все это плохо кончится и для тебя и для меня тоже.
— Так я тебе мешаю?
— Да, если хочешь.
— Нет, этого мне совсем не хочется.
— Знаю я, что ты не нарочно, что просто как бы так получается. Тебе все равно, что скажут люди, тебе наплевать, что все вокруг будут над тобой смеяться, а заодно и надо мной тоже. Так можно? Можно, да?!
— …ты не поверишь, но ты умещался вот здесь (показывает пальцем на свою ладонь), я подымал тебя и говорил твоей матери: «Наш малыш лучше всех. Он вырастет самым лучшим парнем на свете». И ты рос таким замечательным. Здорово было. Каждый день был счастьем для нас. Но пришла пора стать самостоятельным, выйти в люди и ты вышел. Но где-то, по ходу дела изменился, перестал быть собой. И ты позволил другим тыкать в тебя пальцем и говорить: «Ты ни на что не годен». А пришлось трудно, ты стал искать виноватых в этом и нашел мою тень. Я скажу то, что для тебя не новость. Мир не такой уж солнечный и приветливый. Это очень опасное, жесткое место. И если только дашь слабину, он опрокинет с такой силой тебя, что больше уже не встанешь. Ни ты, ни я, никто на свете не бьет так сильно, как ЖИЗНЬ. Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, КАКОЙ ДЕРЖИШЬ УДАР, как двигаешься вперед. Будешь идти — ИДИ, если с испугу не свернешь. Только так побеждают! Если знаешь, чего ты стоишь, иди и бери свое, но будь готов удары держать, а не плакаться и говорить: «Я ничего не добился из-за него, из-за нее, из-за кого-то»! Так делают трусы, а ты не трус! Быть этого не может! …я всегда буду тебя любить, что бы ни случилось. Ты мой сын — плоть от плоти, самое дорогое, что у меня есть. Но пока ты не поверишь в себя, жизни не будет.

(Если кратко: Ни ты, ни я, никто на свете не бьет так сильно, как ЖИЗНЬ. Совсем не важно, как ты ударишь, а важно, КАКОЙ ДЕРЖИШЬ УДАР, как двигаешься вперед.)

И пусть ни с кем не повторится такое завершение судьбы, как это было у Ханны Бейкер, пусть каждый найдёт в себе силы держать удар и двигаться дальше.

Но, вообще, если есть желание посмотреть на действительно непростую жизнь детей, очень рекомендую фильм «Безродные звери» — https://www. kinopoisk. ru/film/468572/ и обратить внимание, что те дети даже и не думали о самоубийствах.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о